Богослужебные указания за 14 января 2025 года
1. Вторник. Обре́зание Господне. Свт. Васи́лия Вели́кого, архиеп. Кесари́и Каппадоки́йской.
Примечание. В Типиконе сказано: «А́ще храм свята́го Васи́лия, твори́м бде́ние». Обычай совершать в этот день всено́щное бдение прочно вошел в церковную практику. Вся служба показана в Минее и Типиконе. По Уставу, положено совершать перед всенощным бдением 9-й час и малую вечерню.
9-й час – по обычаю[1] (на нем тропарь и кондак праздника Рождества Христова – завершение дня отдания Рождества; если накануне совершалась полиелейная служба прп. Паи́сия Святого́рца (вариант Б) – на 9-м часе тропарь праздника Рождества Христова, «Слава» – тропарь преподобного; кондак преподобного).
На малой вечерне[2] открытия завесы царских врат не полагается. По Типикону, малую вечерню совершает один священник без диакона.
Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь». «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды) и читает предначинательный псалом (103-й): «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода...» (светильничные молитвы иереем не читаются), по окончании: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». И сразу же поется «Господи, воззвах». (Великая ектения́ не произносится, кафизмы и малой ектении после нее не бывает. Каждение на «Господи, воззвах» не совершается[3].)
На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 2-й: «Су́щих извы́к естество́...», «И ныне» – праздника (по выбору).
Входа нет. Чтец читает: «Свете Тихий». Иерей: «Вонмем». «Мир всем»[4]. «Премудрость» и прокимен дня. По окончании пения прокимна читается: «Сподоби, Господи», затем сразу, без просительной ектении и молитвы главопреклонения, поются стихиры на стиховне.
На стиховне стихиры праздника святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Плотско́е обре́зание...».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.
По окончании пения тропарей иерей перед царскими вратами произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...» (четыре прошения). Возгла́с: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Хор: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит малый отпу́ст («Христо́с, И́стинный Бог наш...»), после чего хор поет многолетны.
На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 8-й – 4 (каждая стихира – дважды), и стихиры святителя, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Прему́дрости рачи́тель быв...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Сходя́й Спас...».
Вход с кадилом. Прокимен дня. Парими́и Минеи – 3. Сугубая ектения[5]. «Сподоби, Господи». Просительная ектения и молитва главопреклонения[6].
На лити́и[7] стихира храма и стихиры святителя, глас 3-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Излия́ся благода́ть...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Сходя́й Спас...».
На стиховне стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благода́ть чуде́с...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Не устыде́ся Всеблаги́й Бог...»[8].
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й (дважды), и тропарь праздника, глас тот же (единожды).
Благословение хле́бов, пшеницы, вина и елея[9].
Окончание великой вечерни на бдении по обычаю[10].
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Минеи.
Полиелей[11]. По Типикону, величание[12] только святителя: «Велича́ем тя, святи́телю о́тче Васи́лие, и чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши за нас Христа́ Бо́га на́шего». Величание поется с избра́нными стихами из псалмов Давидовых, поют попеременно оба хора (эти псалмы помещены в Следованной Псалтири и в Ирмологии). Седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Си́лою слове́с...». «Слава» – ин седален святителя по полиелее, глас тот же: «Благода́ть слове́с...», «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «Вся́ческих Влады́ка...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость, и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Услы́шите сия́, вси язы́цы, внуши́те, вси, живу́щии по вселе́нней». Евангелие – святителя (Ин., зач. 36). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Василия...». Стихира святителя, глас 6-й: «Излия́ся благода́ть...».
Каноны[13]: праздника, глас 2-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя, глас тот же, на 8[14].
Примечание. Одно из основных требований Церковного Устава в отношении тропарей канона, как и в отношении стихир и других песнопений, состоит в том, что, если в службе песнопений меньше, чем на сколько их должно исполнить, то нельзя, пропев или прочитав все по одному разу, начать снова с первого весь ряд их и так повторять, пока не завершится назначенное Уставом число, но следует заранее рассчитать, сколько раз каждое песнопение должно быть повторено, и только пропев или прочитав каждое песнопение положенное число раз, переходить к следующему. Песнопение, исполненное соответствующее число раз, не может быть более повторяемо в том же ряду, если не будет на это нарочитых указаний Устава. Таким образом, если, например, при четырех песнопениях их нужно исполнить на 6, то нельзя сначала исполнить все песнопения по одному разу, а потом снова повторить еще раз первое и за ним второе, но должно сначала первое песнопение исполнить дважды, потом также дважды второе песнопение и затем по одному разу третье и четвертое (см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215).
Библейские песни «Пое́м Го́сподеви...»[15].
Катавасия – ирмосы канонов праздника Богоявления: «Глубины́ откры́л есть дно...» и «Ше́ствует морску́ю...».
По 3-й песни – кондак праздника, глас 3-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Яко Сый бе́здна...».
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 4-й.
На 9-й песни «Честне́йшую» не поем[16], но поем припевы праздника Обре́зания и святителя[17]. Диакон (или священник) поет 1-й припев: «Велича́й, душе́ моя, по зако́ну пло́тию обре́завшагося Го́спода».
1-й лик – ирмос: «Яже прежде солнца...».
2-й лик – повторяет тот же припев и ирмос.
1-й лик – «Величай, душе моя, во осмы́й день обре́зание приемлюща».
Чтец – 1-й тропарь: «Преше́д пределы...».
2-й лик – тот же припев.
Чтец – 1-й тропарь: «Прешед пределы...».
1-й лик – «Днесь Владыка обре́зуется...».
Чтец – 2-й тропарь: «Прииди́те, Владыки славная...».
2-й лик – «Днесь Владыка плотию обре́зася...».
Чтец – 2-й тропарь: «Прииди́те, Владыки славная...».
1-й лик – «Величай, душе́ моя, во иера́рсех...».
Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря...».
2-й лик – тот же припев.
Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря...».
1-й лик – «Величай, душе моя, вселенныя...».
Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря...».
2-й лик – тот же припев.
Чтец – 2-й тропарь канона святителя: «Церковное всесвященное...».
1-й лик – «Величай, душе моя, от Кесари́и...».
Чтец – 2-й тропарь канона святителя: «Церковное всесвященное...».
2-й лик – тот же припев.
Чтец – 3-й тропарь канона святителя: «Апостолов седалище...».
1-й лик – «Величай, душе моя, украси́вшаго...» (вместо «Славы»).
Чтец – 3-й тропарь канона святителя: «Апостолов седалище...».
2-й лик – «Величай, душе моя, Честнейшую...» (вместо «И ныне»).
Чтец – 4-й тропарь канона святителя: «Превыспренняя вода́ми...».
Оба лика вместе – первый припев Обрезания: «Величай, душе́ моя, по закону плотию...» и катавасию – ирмос 1-го канона Богоявления: «Недоуме́ет всяк язык...».
Затем оба лика вместе – последний припев Богородицы: «Величай, душе́ моя, Честне́йшую Небесных воинств, Деву Пречистую Богородицу» и катавасию – ирмос 2-го канона Богоявления: «О, паче ума...».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется.
Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия.
По 9-й песни – светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы[18].
На хвалитех стихиры праздника и святителя, глас 5-й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Излия́ся благода́ть...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Сходя́й Спас...».
Великое славословие[19]. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.
Отпу́ст: «Иже во осмы́й день пло́тию обре́затися изво́ливый нашего ра́ди спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесари́и Каппадоки́йския, егоже и память ныне совершаем, и всех святых...» (святой храма и местные святые не поминаются).
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.
Примечание. По традиции[20], в течение всего года на 1-м часе после молитвы «Христе́, Све́те И́стинный...» поется кондак «Взбра́нной Воево́де...». В двунадесятые праздники и их попразднства данный кондак обычно заменяется кондаком праздника[21]; в попразднство Пасхи (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) поется кондак Пасхи: «А́ще и во гроб...».
Литургия 1 января – свт. Василия Великого.
Примечание. При совершении входных молитв перед Литургией необходимо учитывать следующее[22]. Указания богослужебных книг и содержащаяся в них логика позволяют утверждать, что входные молитвы могут читаться священником как в епитрахили, так и без нее (т. е. допустимы обе практики). Поклонение чтимым храмовым образам (с чтением соответствующих тропарей) наряду с поклонением местным иконам Спасителя и Богородицы, положенным по чину входных молитв, также является возможным. Практика, когда при соборном служении нескольких священников предстоятель в пресвитерском сане, завершая входные молитвы, подает напрестольный крест для целования сослужащим, нежелательна[23].
На Литургии блаженны праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом)[24], и святителя, песнь 6-я – 4 (без ирмоса).
На входе – «...во святых Дивен сый...».
По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен[25] – Недели пред Богоявлением, глас 6-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́...», стих: «К Тебе́, Го́споди...»; и святителя, глас 1-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость...».
Апостол и Евангелие[26] – Недели пред Богоявлением, праздника Обре́зания и святителя (под зачало)[27].
Примечание. Чтения Недели пред Богоявлением читаются 1 января (см. Типикон, 26 декабря, «Указ о Апостолех, и о Евангелиях...», 3-е «зри»).
Аллилуиа́рий – Недели пред Богоявлением, глас 8-й: «Бо́же, уще́дри ны...»[28]; и праздника, глас тот же: «Пасы́й Изра́иля...».
Примечание. При пении Символа веры желательно разбивать текст на музыкальные колена в соответствии с членами Символа веры. Предпочтительнее петь так: «Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. / И воскре́сшаго в третий день по Писа́нием».
Вместо «Достойно есть...» – «О Тебе радуется...».
Причастен – праздника[29]: «Хвали́те Го́спода с Небе́с...», и святителя: «В па́мять ве́чную...».
Отпуст см. выше, на утрене.
1 Далее на ряду о 9-м часе не упоминается, но по Уставу он неопустительно совершается перед вечерней или, когда положено, перед изобразительными.
2 Далее на ряду о малой вечерне не упоминается, но по Уставу она неопустительно совершается перед всенощным бдением, которое начинается великой вечерней.
3 В афонской богослужебной традиции каждение на «Господи, воззвах» малой вечерни совершается. Ср.: Святогорский Устав церковного последования. М.; Афон, 2002. С. 69.
4 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. М., 1902. С. 15.
5 На великой вечерне сугубая ектения начинается с прошения «Рцем вси...» и произносится перед «Сподоби, Господи...» (после паримий или после прокимна). Если же вечерня вседневная, то сугубая ектения начинается с прошения «Помилуй нас, Боже...» и произносится в конце вечерни после пения тропарей.
6 Молитва главопреклонения на вечерне и утрене всегда следует за просительной ектенией, поэтому в дальнейшем после ектении она не указывается.
7 Церковный Устав не знает бдений без литии. Лития совершается при закрытых царских вратах в притворе храма. Вначале поется стихира храма, одна из самогласных по указанию настоятеля – из числа вечерних литийных стихир храмового святого (как правило, первая), либо та, которая поется по 50-м псалме на полиелейной утрене. В том случае, если храмовый святой не имеет указанных песнопений (например, шестеричная служба), может быть пропета стихира с «Господи, воззвах» или из другого цикла стихир. Если храм Господский или Богородичный, то найти означенные песнопения не составит труда, так как любой из двунадесятых праздников, равно как и праздник в честь великого святого, имеет литийные стихиры, а на утрене стихиру по 50-м псалме. В том случае, если служба совершается не в главном приделе (по которому храм получил свое название), а в боковом, петь нужно стихиру того праздника или святого, в честь которого освящен придел, где совершается всенощное бдение, а затем и Литургия. В соответствии с указаниями Типикона, после стихиры храма могут исполняться и другие песнопения, которые иногда даже могут заменять собой храмовую стихиру.
8 В Типиконе эта стихира имеет другую редакцию – «Не устыде́ся Преблаги́й Бог...».
9 «Благослове́нныя же и́мут хле́бы дарова́ния разли́чна: ре́кше (то есть. – Сост.), уставля́ют огне́вицу пию́щим с водо́ю, и тряса́вицу отго́нят, и всяк неду́г, и вся́ку боле́знь исцелева́ют: к сим же и мы́ши от жит отго́нят и и́на па́костящая прогоня́ют» (Типикон, гл. 2, 2-е «зри»).
10 На всено́щном бдении, после «Ныне отпущаеши», тропарей и молитвы на благословение хлебов, поется трижды: «Бу́ди имя Господне...» и псалом 33-й: «Благословлю́ Го́спода...» до слов: «Не лиша́тся всякаго бла́га». Иерей, благословляя народ, произносит с амвона: «Благословение Господне на вас...». Хор: «Аминь», и, по обычаю, начинается шестопсалмие. В Типиконе нет указаний на открытие царских врат при пении тропарей по «Ныне отпущаеши» (см.: Типикон, гл. 23).
11 Порядок совершения полиелея изложен во 2-й главе Типикона, последнее «зри».
12 На полиелейной службе в седмичные и субботние дни на аналое полагается только икона святого или праздника, которому поется величание.
13 Обычно там, где строго соблюдаются церковные традиции, первый лик начинает в каноне всегда нечетные песни (1-ю, 3-ю, 5-ю, 7-ю и 9-ю), а второй лик – четные (2-ю, когда она бывает, 4-ю, 6-ю и 8-ю). Соответственно должны поступать и чтецы канона, если при антифонном его исполнении их будет два (см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215).
14 В тех приходских храмах, где строгое соблюдение требований Устава представляется затруднительным, порядок исполнения канона подвергается изменению (сокращению). Здесь уместно напомнить указание Поместного Собора 1917–1918 гг. (Отдел «О богослужении, проповедничестве и храме»): «Из каждой песни канона следует читать не менее четырех тропарей...» (Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 1. М., 1995. С. 86). Пение катавасии по каждой песни канона является обязательным.
15 По Церковному Уставу, канон на утрене в течение всего года, за исключением Страстно́й и Пасхальной седмиц, должен соединяться с пением стихов библейских пророческих песней. К сожалению, это уставное требование ныне почти совсем забыто. Пророческие песни у нас стихословятся только в будничные дни Святой Четыредесятницы, а во все остальное время года тропари канона вместо стихов пророческих песней предваряются обычными молебными припевами (см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 216). Впрочем, в настоящее время в монастырских и приходских храмах проявляется стремление исполнять предписание Типикона о пении канона с библейскими песнями (помещены в Ирмологии). В тех храмах, где это предписание остается трудноисполнимым, допустимо пение канона с припевами – к канону Обре́зания: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к канону свт. Василия Великого: «Святителю отче Василие, моли Бога о нас».
16 При отмене пения «Честнейшую» возглас: «Богоро́дицу и Ма́терь Све́та в пе́снех возвели́чим», в традиции Русской Церкви не произносится (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 310; в греческой богослужебной традиции данный возглас обычно сохраняется). Если 9-я песнь канона поется с припевами, то 1-й припев, по традиции, возглашает диакон (или священник), совершающий каждение. Каждение на утрене на 9-й песни канона никогда не отменяется (ср.: Минея, 1 сентября).
17 В тех храмах, где пение канона сокращается, все же необходимо единожды пропеть все припевы к соответствующим тропарям канона (например, соединив припевы по два перед последним тропарем канона праздника и первым тропарем канона святого).
18 Хвалитные псалмы поются до соответствующей отметки, в данном случае «на 6». По Уставу, хвалитные псалмы должны петься, если есть стихиры на хвалитех. По установившейся практике, первые два стиха («Всякое дыхание...») поет хор, остальные дочитываются чтецом.
19 В современной редакции Типикона ничего не говорится об открытии царских врат на великое славословие (см. Типикон, гл. 23). Обычай открывать царские врата на великое славословие – отголосок древней практики, когда после великого славословия совершался вход с Евангелием, и следовало чтение его (см., например, Устав Церковный 1641 года, 8 сентября, Маркова глава). Поскольку вход с Евангелием в конце великого славословия теперь не совершается, то наиболее правильно было бы открывать царские врата только к отпусту утрени, о чем указывается в старых редакциях Типикона (см.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. II. Гл. 2. С. 316). Обычай чтения Евангелия после великого славословия берет свое начало от Устава Великой церкви (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).
20 Ср.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. III. С. 3, 5; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 57; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 346.
21 Практика замены на 1-м часе кондака «Взбранной Воеводе...» на кондак праздника не относится к великим недвунадесятым праздникам (Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, память апп. Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы).
22 См.: Разъяснения недоуменных вопросов, возникающих в богослужебной практике, одобренные на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 августа 2023 года. Опубликованы на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/6053200.html; http://www.patriarchia.ru/db/text/6053282.html; http://www.patriarchia.ru/db/text/6053314.html; http://www.patriarchia.ru/db/text/6053336.html), а также в приложении Богослужебных указаний на 2024 год (с. 988–999).
23 «Практика, согласно которой при соборном служении нескольких священников предстоятель (в пресвитерском сане), после поклонения св. престолу при окончании входных молитв, преподает сослужащим напрестольный крест для целования, не имеет основания ни в современных богослужебных книгах, ни в древних традициях, а является попыткой усвоения пресвитерами обычаев исключительно архиерейского священнослужения. Подобной практики, вопреки ее широкой распространенности в наши дни в некоторых епархиях, рекомендуется избегать» (Там же).
24 О пении блаженн и об исполнении ирмосов песней канона в составе тропарей на блаженнах см.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. III. С. 18.
25 См.: Типикон, 26 декабря, «Указ о Апостолех, и о Евангелиях...», 3-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 365–366.
26 Там же.
27 Апостол и Евангелие святителя читаются под зачало с чтениями праздника Обре́зания (ср.: Типикон, 26 декабря, «Указ о Апостолех, и о Евангелиях...», 3-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 366).
28 Аллилуиарий Недели пред Просвещением (глас 8-й) содержит один стих: Бо́же, уще́дри ны и благослови́ ны, просвети́ лице́ Твое́ на ны и поми́луй ны. В тех случаях, когда по Уставу на Литургии в Неделю пред Богоявлением назначается только один аллилуиарий Недели пред Просвещением, можно считать допустимым, в соответствии с устоявшейся практикой троекратного пения Аллилуия и возглашения при этом двух стихов, разбить единственный стих данного аллилуиария на два стиха – 1-й: Бо́же, уще́дри ны и благослови́ ны; 2-й: Просвети́ лице́ Твое́ на ны и поми́луй ны. Ср.: Типикон. Венеция, 1545. С. 79; Апостол. Афины, 1987. С. 421.
29 Прокимны и причастны Недели пред Богоявлением и праздника Обре́зания совпадают.
Источник: сайт Патриархия.ru